Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Бассейновая водохозяйственная организация «Амударья»

Бассейн реки Амударьи с общей площадью 1017,8 тыс. км2, расположен на территории замкнутого, отрезанного от океанов, бессточного региона Аральского моря.

В административном отношении бассейн р. Амударьи охватывает полностью территорию Туркменистана и часть территории Республик Таджикистана и Узбекистана, Кыргызской Республики и Афганистана.

Амударья наиболее крупная по площади водосбора и водоносности река Центральной Азии, образуется слиянием рек Пяндж и Вахш. Общая ее длина от истоков реки Пяндж до Аральского моря составляет 2574 км, а от слияния с рекой Вахш — 1415 км.

Река Пяндж почти на всем своем протяжении проходит по границе Таджикистана с Афганистаном.

Притоки р. Амударья принимает только на первых 180 км. На 12 км от слияния рек Пяндж и Вахш слева впадает р. Кундуз (Афганистан), справа на 38 км р. Кафирниган, на 137 км — р. Сурхандарья, на 180 км — р. Шерабад.

Бассейн реки Амударьи является наиболее крупным по площади и водоносности в данном регионе.

Амударья относится к рекам ледниково-снегового питания, площадь ледников на правобережных водосборах составляет 7,3 тыс. км2. Площадь водосбора равна 226,8 тыс. км2.

В бассейне р. Амударьи создана сложная ирригационная система, насчитывающая значительное количество каналов, насосных станций, коллекторов, ирригационных сбросов.

В среднем площадь орошаемых земель в бассейне составляет 3,8-4,0 млн.  га, в 2000 году в связи с маловодьем орошаемая площадь по бассейну составила всего 3,56 млн.  га.

С учетом морфологических и географических особенностей бассейн реки Амударьи делится на три участка: верхнее течение (выше гидропоста Келиф — граница между Туркменистаном и Узбекистаном); среднее течение (между гидропостом Келиф и Туямуюном) и нижнее течение (ниже Туямуюна).

В верхнем течении реки орошаются земли Таджикистана, Узбекистана (Сурхандарьинская область) и Кыргызстана (небольшой орошаемый массив на юге республики). Так в верхнем течении реки орошаемые массивы расположены в долинах основных составляющих Амударьи и ее притоков: Пяндж, Вахш, Кафирниган, Сурхандарья и Шерабад.

В среднем течении наиболее крупные массивы современного орошения сосредоточены на каналах большой протяженности. К таким каналам относятся Гарагумский канал, Каршинский магистральный канал с каскадом из 6 насосных станций, Амубухарский канал. В системе каждого канала действуют наливные водохранилища. Оросительные системы от Келифа до Туямуюна получают воду еще по десятку каналов с бесплотинным водозабором.

В низовьях реки Амударьи по обоим берегам реки построены крупные системы каналов: Ташсака, Пахтаарна, Клычниязбай, Ургенч-Октябрь-арна, Хан-яб (Совет-яб), Кызкеткен, Суэнли.

В Амударьинском бассейне имеются два крупных речных водохранилища сезонного регулирования это Нурекское водохранилище на реке Вахш и Туямуюнское водохранилище, расположенное в низовьях реки Амударьи и десяток внутрибассейновых и внутрисистемных водохранилищ.

Нурекское водохранилище и ГЭС

Туямуюнский гидроузел

Основным источником удовлетворения требований на воду отраслей народного хозяйства в бассейне р. Амударьи, в частности, наиболее водоёмкой отраслью орошаемым земледелием, являются поверхностные водные ресурсы — речной сток (его среднемноголетний объем составляет 78,4 км3 в год, в т.ч. собственный сток р. Амударьи 62,1 км3 в год).



БВО “Амударья”





При СССР до 1987 года основную роль в регулировании и управлении водными ресурсами в бассейне отводилась Минводхозу СССР, республиканским Минводхозам и Упрадику (водохозяйственной организации Минводхоза СССР и напрямую подчиняющейся ему, с функциями республиканского вододеления в низовьях реки на принципах строгой объективности и расположенной в г. Ургенче). В настоящее время Упрадик входит в состав БВО “Амударья”.

Сложившеяся на конец 80-х годов форма управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря исчерпала свои возможности и стала давать сбои в вопросах оперативного управления. Поэтому в целях совершенствования и повышения эффективности “управления” водными ресурсами в бассейне, переходом на бассейновые принципы “управления”, а также для обеспечения более оперативного и своевременного решения водохозяйственных задач по предложению республиканских правительств 27 августа 1987 года приказом Минводхоза СССР было создано Амударьинское бассейновое управление по межреспубликанскому распределению водных ресурсов (Упрводхоз «Амударья») с его размещением в г.Ургенче, Республика Узбекистан. В дальнейшем Упрводхоз «Амударья» был переименован в Бассейновое водохозяйственное объединение (БВО) «Амударья».

На Бассейновое водохозяйственное объединение «Амударья» по общей договоренности с государствами бассейна возлагалось обслуживание и управление стволами основных рек:

  • ствол реки Пяндж;
  • ствол реки Вахш;
  • ствол реки Кафирниган;
  • ствол реки Амударьи от начала до Аральского моря, а также управление и эксплуатация межгосударственных магистральных каналов с сооружениями расположенными в низовьях реки Амударьи ниже Туямуюнского гидроузла.

Под контроль БВО были переданы все насосные станции, расположенные в стволе рек Амударья, Пяндж, Вахш, Кафирниган и на межгосударственных каналах, а также часть речных водозаборов непереданных на баланс БВО — это Дангаринский гидроузел на реке Вахш, Каракумский канал и Туямуюнский гидроузел с водохранилищами на реке Амударье.



Головное сооружение канала Туранга Сака



Головное сооружение “Кинчбай”

В течение последующих двух лет республиками Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан на баланс БВО «Амударья» было передано во временное пользование 84 гидротехнических сооружения (из них 36 головных речных водозаборов), 169 гидропостов, 386 км межгосударственных каналов, а также большое количество сопутствующих для нужд эксплуатации коммуникаций (дороги, связь, электроснабжение, технические средства и др.).

БВО «Амударья» практически начало создаваться с нуля, кроме Упрадика (Управление амударьинскими ирригационными каналами — старейшая организация Минводхоза СССР) необходимо было организовать аппарат БВО, территориальные эксплуатационные управления в верхнем течении реки, в среднем течении реки и одно управление в низовьях реки в зоне Тахиаташского гидроузла, подобрать квалифицированные кадры и решить многие организационные, хозяйственные, социальные вопросы для того, чтобы вся водохозяйственная система объединения смогла успешно функционировать и справляться с возложенными на объединение задачами.

Большой вклад в создании структуры БВО «Амударья» внесли первый начальник объединения У.А. Аширбеков и его заместитель А.М. Мухамедов. При большой поддержке минводхозов государств, областных организаций были подобраны начальники территориальных управлений, выделены здания для размещения аппарата этих управлений и созданы условия по их функционированию. С 1989 года стала создаваться собственная база гидрологических данных, а также данных по водозаборам, планированию и использованию установленных лимитов водозаборов, данные по сбросам в Приаралье и др.

На БВО «Амударья» были возложены вопросы оперативного управления и регулирования водных ресурсов между государствами, своевременного и бесперебойного обеспечения водой водопотребителей в пределах установленных лимитов (согласованных с государствами), подачи санитарно-экологических попусков в зону Приаралья и Аральское море. Кроме этого намечалось создание Автоматизированной системы управления водными ресурсами бассейна р. Амударьи (АСУБ Амударья). В этом направлении в 1989-1991 годах головным Всесоюзным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом «Союзгипроводхоз» совместно со Среднеазиатским институтом «Средазгипроводхлопок» было подготовлено Техническое задание АСУБ «Амударья». В рамках этого задания была начата разработка проектно-сметной документации и на основании этой документации начиная с 1989 года по 1992 год велось строительство здания информационно-вычислительного центра БВО «Амударья» в г. Ургенче, такого же здания для Нукусского Управления Гидроузлов в г. Нукусе, завершено строительство ультразвукового расходомера на головном сооружении Кипчак, начаты работы по локальной автоматизации и совершенствованию водоучёта на головных водозаборах БВО «Амударья» и крупных речных насосных станциях подконтрольных БВО. Впоследствии эти работы были заморожены.

Для осуществления возложенных на БВО задач по управлению трансграничными водными ресурсами на столь огромной территории при БВО ”Амударья” созданы четыре управления по эксплуатации водозаборных сооружений, гидроузлов, межгосударственных каналов с центрами в городах Курган-Тюбе (Республика Таджикистан), Туркменабад (Туркменистан), Ургенч (Республика Узбекистан), Тахиаташ (Республика Каракалпакстан).

Территориальные зоны действия управлений разделены следующим образом:

  • Курган-Тюбинское управление гидроузлов (новое название — Верхнедарьинское управление) эксплуатирует 8 водозаборныx сооружений, контролирует водозаборы из рек Вахш, Пяндж, Кафирниган и на участке реки Амударьи длиной 246 км до гидропоста Келиф;
  • Туркменабадское управление гидроузлов (новое название — Среднедарьинское управление) контролирует водозаборы на участке реки Амударья длиной 552 км, между гидропостами Келиф и Дарганата. На балансе Управления находится 9 крупных речных водозаборов;
  • Управление Амударьинских межреспубликанских каналов (Упрадик) осуществляет эксплуатацию 11 речных водозаборов, 52 гидротехнических сооружений на магистральных каналах, содержит и эксплуатирует 386 км магистральных каналов, контролирует водозаборы на участке реки от Туямуюнского гидроузла до гидропоста Кипчак (протяженность участка реки — 167 км). В подчинении Упрадика находятся три крупные оросительные системы: Ташсакинская, Клычниязбайская и Кипчак-Бозсуйская;
  • Нукусское управление гидроузлов (новое название — Нижнедарьинское управление) осуществляет эксплуатацию Тахиаташского гидроузла, головных речных водозаборов каналов Хан-яб и Джумабайсака, контролирует все водозаборы из реки на участке от гидропоста Кипчак до Аральского моря (протяженность участка — 283 км).

В состав объединения входят 27 организаций, из которых 7 содержатся за счет бюджета, остальные относятся к хозрасчётным организациям. Общая численность работников по объединению на 1 января 2001 года составляла 1353 человека, из них заняты непосредственно в эксплуатации 696 человек. Из общей численности на долю Республики Таджикистан приходится 83 человека (6,1 %), на Туркменистан — 437 человек (32,3 %) и на долю Республики Узбекистан — 833 человека (61,6 %).

В организационном отношении основная структура управления водными ресурсами в БВО разбита на три уровня с подчинением нижних ступеней верхним следующим образом:

1. На первом уровне иерархии стоит БВО (аппарат), который непосредственно подчиняется МКВК и решает вопросы планирования, управления, регулирования и водораспределения между государствами.

Информационно БВО связано с Минсельводхозами, Минводхозами, НИЦ МКВК и гидрометами государств Центральной Азии.

2. Второй уровень представлен четырьмя территориальными управлениями гидроузлов, которые по утвержденным БВО планам лимитов водозаборов непосредственно обеспечивают подачу воды водопотребителям. Каждое Управление включает объекты водохозяйственного комплекса, обеспечивая транспортировку, формирование и использование водных ресурсов в пределах границ территорий.

Территориальные Управления напрямую подчинены аппарату БВО.

3. Третий уровень — пункты контроля и управления (ПКУ). К ПКУ относятся гидротехнические сооружения, гидропосты находящиеся на балансе Управлений.

Между аппаратом БВО и Управлениями организована круглосуточная оперативно-диспетчерская связь по арендованным телефонным каналам, по радиолинейным каналам.



Подпитывающее сооружение на 42 км
канала Шаватской ветки



Головное сооружение Вахшского магистрального канала
(Верхнедарьинское управление)

Надо особо подчеркнуть, что делегирование определенных функций объединению по управлению водными ресурсами сначала Водхозом СССР, а затем правительствами республик Центральной Азии и переход на бассейновый принцип «управления», как показало время дало определенный эффект в использовании водных ресурсов. Во-первых, был наведен элементарный порядок в учете и контроле использования водных ресурсов; во-вторых, снизился процент неучтенных непроизводительных потерь воды, как в реке, так и в межреспубликанских магистральных каналах; в-третьих, появилась конкретная организация, отвечающая за результаты использования и распределения водных ресурсов. Система управления стала более гибкой и устраивающей все стороны, был достигнут определенный уровень взаимопонимания и доверия в отношениях государств региона.

После развала Союза на повестку дня стал вопрос — каким образом далее “управлять” водными ресурсами в Cреднеазиатском регионе при потере общего экономического и политического пространства.

Понимая это и руководствуясь необходимостью согласованного и организованного решения вопроса совместного управления водными ресурсами межгосударственных источников рек Амударьи, Сырдарьи и в целях дальнейшего проведения согласованной политики в интересах развития экономики и повышения уровня жизни населения Центральноазиатского региона в феврале 1992 года члены правительств государств на уровне министров водных хозяйств среднеазиатских республик подписали Алмаатинское соглашение и создали Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК) в состав которой вошли два бассейновых водохозяйственных объединения БВО “Амударья” и БВО “Сырдарья” на правах исполнительных органов МКВК.

Итак, в начале 1992 года в регионе сложилась общая для двух речных бассейнов вышеуказанная структура управления трансграничными водными бассейнами.

Фактически Алмаатинское соглашение от 18 февраля 1992 года сделало попытку сохранить прежние принципы вододеления трансграничных водных ресурсов в регионе.

Оперативное управление водными ресурсами в стволах рек Амударьи и Сырдарьи, межреспубликанских каналов было передано в руки объединений.

Для БВО были сохранены задачи по оптимальному межгосударственному и межотраслевому распределению водных ресурсов с целью удовлетворения потребности в воде населения и отраслей народного хозяйства в соответствии с утвержденными лимитами членами МКВК, с учетом водности и экологической обстановки, а также сохранен оперативный контроль за соблюдением лимитов водоподачи и весь комплекс организационно-технических мер, связанных с этими задачами, а также обеспечение подачи санитарно-экологических попусков в зону Приаралья и Аральское море.

БВО “Амударья” в своей деятельности руководствуется Уставом БВО, утвержденным МКВК, действующим законодательством государств участниц МКВК, решениями МКВК, соглашениями, протоколами и другими нормативными актами. БВО имеет самостоятельный баланс, пользуется правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием и специальный и текущие счета в государственных банках. БВО “Амударья” возглавляет начальник, утверждаемый на эту должность решением МКВК.

Финансируется объединение за счет отчислений трех государств (Узбекистаном в сумах, Таджикистаном в сомони и Туркменистаном в манатах).

В бассейне реки Амударьи осуществляется межгосударственное лимитированное вододеление, это самое основное принципиальное положение, исходя из которого строится межгосударственное вододеление в Амударьинском бассейне.

В новых экономических и политических условиях лимиты устанавливаются на гидрологический год (в том числе на вегетацию и межвегетацию) Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией (МКВК).

Оценку водности, учет фактической водности по бассейну реки Амударьи принято проводить по приведенному стоку в условном створе Керки Выше Гарагумского канала (сток Керки Выше ГГК равен измеренному стоку в створе Керки плюс водозаборы в Каршинский канал, Гарагумский канал, водозаборы выше Гарагумского канала до границы с Сурхандарьинской областью плюс водозаборы Сурхандарьинской области плюс наполнение или минус сработка Нурекского водохранилища). Это очень характерный приведённый пост, учет водности и прогноз по которому начат в 1974 году Узглавгидрометом. В последние годы для региона это единственно возможная точка по оценке водных ресурсов реки Амударьи, так как по рекам Пяндж, Вахш, Кафирниган расположенных в Таджикистане по ряду причин не ведется учет стока в реках.

Также надо отметить, что в последние годы утратили свою связь с рекой Амударья реки Сурхандарья и Шерабад.



Правобережный “двойник”,
головное сооружение Кызкеткен и Бозатау



Щитовые плотины Тахиаташского гидроузла
(Нижнедарьинское управление)

БВО “Амударья”, являясь исполнительным органам (рычагом МКВК) вот уже в течение более 10 лет, работая в совершенно новых политических и экономических условиях достаточно успешно справляется с возложенными на него задачами в вопросах управления трансграничными водами, содержания переданных на его баланс гидротехнических сооружений и межгосударственных каналов.

Положительная роль БВО «Амударья» и ее значение для региона, как показывает время очевидна:

  1. Заложены основы бассейнового принципа управления водными ресурсами, являющиеся очень правильным решением. Такое решение нашло одобрение и поддержку у государств региона и мирового сообщества.
  2. В соответствии с решением Глав государств Центральной Азии об утверждении Положения о Международном фонде спасения Арала и Соглашения о статусе МФСА и его организаций принятого в г. Ашхабаде 9 апреля 1999 года был укреплён статус БВО «Амударья». БВО «Амударья» официально является межгосударственной организацией.
  3. В своей эксплуатационной и хозяйственной деятельности БВО «Амударья» добилось следующих положительных результатов:
  • Удалось создать достаточно эффективную действующую организационную структуру объединения, способную своевременно решать основные задачи по оперативному управлению водными ресурсами и их учёту.
  • Укомплектовать квалифицированными кадрами все организации объединения.
  • Укрепить и сохранить материально-техническую базу объединения.
  • Создать необходимые условия для нормального функционирования своих подразделений.
  • Обеспечить работников эксплуатационных организаций благоустроенным жильем.
  • Благодаря целенаправленной работе по проведению текущих и капитальных ремонтов головных речных сооружений, межгосударственных каналов с сооружениями удалось сохранить их в достаточно хорошем состоянии. За все годы сосуществования объединения в их работе не было сбоев.
  • В объединение большое значение придавалось наведению порядка на территориях сооружений, по их содержанию и внешнему виду сооружений. В этой связи по объединению проведён большой объём благоустроительных работ на всех сооружениях.
  • Все межгосударственные каналы имеют хорошие инспекторские дороги с твердым покрытием.
  • Практически на всех речных водозаборах и узловых сооружениях межгосударственных каналов имеются оборудованные диспетчерские пункты.
  • Создана достаточно надежная связь.
  • Практически все сооружения электрифицированы.
  • В последние годы активно проводится работа по компьютеризации и приобретению современной оргтехники.
  • В объединение создана база данных по водозаборам, по гидрологии, по сбросам КДС и другим параметрам.
  • В трех эксплуатационных управлениях регулярно проводится химический анализ речной воды.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты в работе объединения за прошедшие годы необходимо обратить внимание на ряд вопросов, требующих своего решения:

  1. Обновление материальных и технических средств (землеройная техника, транспорт различного вида, крановое хозяйство, средства связи и водоучёта, катера и лодки и др.)
  2. Решить проблему резервного энергоснабжения на головных речных водозаборах и крупных сооружениях на межгосударственных каналах.
  3. Решить вопрос об обучении и переподготовки кадров в свете современных требований.

Надо отметить, что в рамках регионального взаимодействия по межгосударственному и межотраслевому использованию водных ресурсов трансграничных рек бассейна Аральского моря в настоящее время в маловодные годы складывается достаточно сложная ситуация, которая настоятельно требует принятия определенных решений по усилению совместного сотрудничества, в первую очередь дополнительными организационными и юридическими мерами.

От органов МКВК и правительств стран региона, а также от аппарата и персонала БВО требуется:

  1. Совместными усилиями государств бассейна добиться соблюдения водной дисциплины на всех уровнях управления водными ресурсами;
  2. Объективно планировать (устанавливать) лимиты водозаборов в разрезе велоятов, государств. В практике довольно часто имеются случаи неравнозначного подхода по распределению лимитов Министерствами на уровне административных территорий.
  3. Соблюдать согласованные режимы по водозаборам.
  4. Ввести систему штрафных санкций за нарушения водной дисциплины.
  5. Постоянно принимать меры по улучшению ведения учета водных ресурсов имеющимися средствами учета в эксплуатационных организациях.
  6. Создать Автоматизированную систему управления бассейнами рек.
  7. Внедрить совершенные системы и методы водоучета во всех звеньях водохозяйственных систем.

Для того чтобы расширить существующие рамки по управлению водными ресурсами в бассейне, привести их к международным требованиям и стандартам необходимо на наш взгляд выполнить следующее:

  • во-первых, расширить зоны действия БВО по управлению водными ресурсами;
  • во-вторых, всемерно укреплять позиции МКВК, как единственного межгосударственного органа управления водными ресурсами бассейна;
  • и в-третьих, усилить правовой и финансовый статус органов МКВК (БВО, НИЦ МКВК, Секретариата), как в части возможности беспрепятственно осуществлять свою деятельность на территории всех стран (таможенные, визовые, пограничные и др. ограничения), так и в части финансового обеспечения управления, поддержания технического состояния водорегулирующих объектов, находящихся в эксплуатации у межгосударственных органов.

Несмотря на имеющиеся трудности по управлению водными ресурсами, содержанию инфрастуктуры БВО, в последние годы наметился определённый прорыв по её улучшению, ряд государств-доноров и международных организаций проявили заинтересованность оказать действенную помощь объединению по внедрению автоматизации, телемеханизации и улучшению водоучёта на его водохозяйственных объектах.