Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Бассейновая водохозяйственная организация «Сырдарья»

Современный водохозяйственный комплекс бассейна реки Сырдарьи обеспечивает рациональное использование всех водных ресурсов и представлен многочисленными гидротехническими сооружениями на Сырдарье и ее притоках, обеспечивающими транспортировку воды, трансформацию стока в водохранилищах, подачу воды водопотребителям, выработку электроэнергии, учет и контроль качества используемой воды.

На территории бассейна Сырдарьи расположены суверенные государства Центральной Азии: Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Длина Сырдарьи от места слияния рек Нарын и Карадарья до Аральского моря составляет 2337 км, а вместе с рекой Нарын — 2790 км, площадь бассейна — 150 100 км2.

Средний многолетний сток бассейна Сырдарьи равен 40,8 км3/год, в том числе до Чардаринского водохранилища — 38 км3/год. На реке Сырдарье и ее притоках расположены пять основных водохранилищ:

  • Токтогульское водохранилище: общий объем 19,5 км3, в том числе полезная емкость 14 км3.
  • Андижанское водохранилище: общий объем 1,9 км3, в том числе 1,75 км3 полезной емкости.
  • водохранилище Бахри Точик (бывш. Кайраккумское): общий объем 4,03 км3, в том числе 2,55 км3 полезной емкости.
  • Чарвакское водохранилище: общий объем 2,05 км3, в том числе 1,6 км3 полезной емкости.
  • Чардаринское водохранилище: общий объем 5,4 км3, в том числе 4,4 км3 полезной емкости.


Токтогульское водохранилище и ГЭС

Чарвакское водохранилище и ГЭС

Андижанское водохранилище и ГЭС

Чардаринское водохранилище и ГЭС

Водохранилище Бахри Точик и Кайраккумская ГЭС

Общее водопотребление республик из ствола рек Нарын и Сырдарья в среднем за последние годы составляет 25 км3/год с учетом лимитированного ограничения, включая подачу воды в Аральское море и русловые потери ниже Чардаринского водохранилища на территории Республики Казахстан.



В 1980 году после ряда маловодных лет у республик бассейна Аральского моря возникли серьезные осложнения в части управления водными ресурсами. В целях снятия конфликтных ситуаций и улучшения межгосударственного вододеления в условиях острого маловодья бывшее Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР создало 2 бассейновых водохозяйственных объединения — БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья». Наличие квалифицированных специалистов и непосредственная связь с Минводхозами республик позволили в короткий срок улучшить управление водными ресурсами, навести порядок в вододелении, лимитировании объемов забираемой воды и учете речных вод.

После распада СССР в целях эффективного управления водными ресурсами министры водного хозяйства 5 республик Центральной Азии в результате переговоров, встреч и обсуждений подписали 18 февраля 1992 года Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» о создании единого водохозяйственного органа — Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), исполнительными органами которой и являются Бассейновые водохозяйственные объединения — БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья».

Зона БВО «Сырдарья» простирается от Токтогульского водохранилища до границы Республики Казахстан (Чардаринское водохранилище). Наряду с республиканскими комитетами госкомприроды, службами Главгидрометов и санэпиднадзора БВО «Сырдарья» контролирует также качество сырдарьинской воды.

В распоряжении объединения, осуществляющего управление трансграничными водными ресурсами и межгосударственное вододеление, находятся головные водозаборные гидротехнические сооружения на реке Сырдарье и ее основных притоках, такие как Учкурганский гидроузел на реке Нарын пропускной способностью 3000 мЗ/с, Куйганьярский гидроузел на реке Карадарье пропускной способностью 1400 мЗ/с, Верхнечирчикский гидроузел на реке Чирчик пропускной способностью 1800 мЗ/с и другие, а также каналы, имеющие межгосударственное значение (прежде всего, канал "Дустлик" и головной участок Большого Ферганского канала). В ведении БВО имеются 198 гидротехнических сооружения, в том числе 21 расположены непосредственно на основных руслах Нарына, Сырдарьи, Карадарьи и Чирчика. Расходы данных сооружений находятся в пределах 20–3000 мЗ/с, причем расходы сооружений на канале "Дустлик", БФК, ЮГК доходят до 350 мЗ/с.

Основным водопотребителем в сырдарьинском регионе является орошаемое земледелие, площадь которого по бассейну составляет 3,38 млн. га, а непосредственно из реки орошается 1,73 млн. га. Кроме того, обеспечивается подача воды на промышленные, хозяйственные, экологические, природоохранные нужд и в Аральское море. Учет водозаборов из рек и подведомственных каналов осуществляется по 445 пунктам, включая 21 головной водозабор, З6 стационарных насосных станций и 172 временные насосные установки. Учет поверхностных речных вод выполняется преимущественно гидрометслужбами республик, а на водозаборных сооружениях — БВО «Сырдарья» и органами водного хозяйства центрально-азиатских государств.

Центральный аппарат БВО «Сырдарья», базирующийся в г.Ташкенте, осуществляет управление через территориальные подразделения в соответствии с режимом работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и лимитами водозаборов, утверждаемыми МКВК для межвегетационного и вегетационного периодов каждого водохозяйственного года, а территориальные управления — далее, через управления гидроузлов.

В состав бассейнового водохозяйственного объединения «Сырдарья» входят:

  • Нарын-Карадарьинское управление гидроузлов, место расположения — г. Куйганьяр Андижанской области;
  • Голодностепское управление гидроузлов и канала "Дустлик" — в г. Гулистане, Сырдарьинской области;
  • Верхнечирчикское управление гидроузлов — в г. Чирчике, Ташкентской области;
  • Управление эксплуатации Чарвакского водохранилища — в г. Чарваке;
  • Управление эксплуатации Токтогульского водохранилища.

Кроме того, в состав объединения входят Учкурганская передвижная механизированная колонна, а в составе Голодностепского управления — передвижная механизированная колонна, автотранспортное предприятие и подсобная сельскохозяйственная ферма. Общая численность персонала, работающего в БВО — 1050 человек.

Диспетчерское управление водными ресурсами

Водохозяйственный комплекс, управляемый БВО «Сырдарья», работает в условиях пропуска нормальных гарантированных расходов воды и экстремальных условиях чрезвычайного маловодья, а также при повышенной водоподаче в исключительно многоводные годы и необходимости безаварийного пропуска высоких паводков.

Для обеспечения этих режимов учитывается сток рек, планируемое (лимитируемое) водопотребление, а также запасы воды, имеющиеся в этот период в водохранилищах.

В условиях многолетнего регулирования стока водохранилища срабатываются в течение ряда лет в зависимости от наличия водных ресурсов, потребностей в воде и возможных изменений режима работы Нарын-Сырдарьинского водного тракта. Поэтому в таких случаях, диспетчерское управление водными ресурсами осуществляется по году для поддержания гарантированного режима работы каскада водохранилищ. Пропуск паводков редкой повторяемости по реке Сырдарье производится за счет срезки пиков паводков с использованием емкости форсировки, составляющей 0,8 кмЗ для каждого из водохранилищ — Токгогульского, Бахри Точик и Чардаринского. Из условия пропускной способности речных гидроузлов и самого русла реки на различных участках при компенсирующем регулировании паводков учитывается, что в первую очередь пропускаются нерегулируемые расходы реки Карадарьи и рек Ферганской долины с добавление к ним необходимых попусков из Токтогульского водохранилища. Водохранилище Бахри Точик трансформирует паводок и выравнивает попуски воды из него с учетом пропускной способности русла реки Сырдарьи. Чардаринское водохранилище регулирует попуски воды из водохранилища Бахри Точик и паводковые расходы рек, впадающих в Сырдарью на участке Бахри Точик-Чардара. Такая система работы водохозяйственного комплекса гарантирует надежную и безаварийную эксплуатацию гидроузлов на реках, водозаборных сооружений и магистральных каналов.

С учетом прогноза водности рек в межвегетационный и вегетационный периоды и наличия объемов воды в водохранилищах Нарын-Сырдарьинского каскада, БВО «Сырдарья» разрабатывает и представляет на утверждение МКВК режим работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и лимиты водозаборов республик региона из реки Нарын-Сырдарья. Утвержденные лимиты являются основанием для реализации межгосударственного вододеления по каналам и насосным станциям. В случае необходимости в зависимости от реально сложившейся водохозяйственной обстановки лимиты водозаборов могут корректироваться, и если величина корректировки превышает 10% от общего объема, то они переутверждаются на заседании МКВК.

Утвержденные лимиты забора воды по республикам, каналам и насосным станциям с подекадным распределением по каждому месяцу доводятся для исполнения до территориальных управлений БВО «Сырдарья», участков, гидроузлов и водозаборных сооружений. Учет воды на реках Нарын-Сырдарья, Карадарья, Чирчик и по другим малым рекам осуществляется с помощью опорных гидрометрических постов Главгидрометов соответствующих республик. На магистральных каналах, забирающих речную воду, водоучет ведется по головным гидропостам, обслуживаемым БВО «Сырдарья», в том числе и на магистральных каналах "Дустлик" и БФК. Оперативное управление водными ресурсами выполняется руководством объединением через центральную диспетчерскую с выходом на управления территориальные и гидроузлов.

Голодностепское управление гидроузлов и канала "Дустлик"

Данное территориальное подразделение осуществляет управление водой и вододелением по реке Сырдарье в пределах от гидропоста Акджар (верхняя граница водохранилища Бахри Точик, Республика Таджикистан) до границы между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан (Чардаринское водохранилище) при длине участка 320 км, а также по реке Исфара.

В ведении этого управления находятся сооружения Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан; сюда же относится магистральный канал "Дустлик" с максимальным головным расходом 230 мЗ/с и протяженностью 117 км, подающий воду на земли Казахстана и Узбекистана; головной участок Южного Голодностепского канала (ЮГК) им. А.А. Саркисова длиной 14,5 км и максимальным расходом 350 мЗ/с. Базовые гидропосты на Сырдарье — Кзылкишлак, Надежденский, Чиназ и Кокбулак, а также на головных сооружениях каналов — Южноголодностепского, "Дустлик", Верхнего Дальверзинского, Нижнего Дальверзинского, Беговат, на насосных станциях из Сырдарьи и распределительных оросителях из ЮГК и "Дустлик".

Головное сооружение канала "Дустлик" с дистанционным телемеханизированным управлением, остальные сооружения — с местным управлением, типы связи — радио, телефон. Водозаборные сооружения имеют тарировку, позволяющую определять расходы воды. Типы гидрометрических постов — ГР-64, ГР-70, мостиковые.

Нарын-Карадарьинское управление гидроузлов

Нарын-Карадарьинское управление выполняет управление водными ресурсами и вододеление между Кыргызской Республикой, республиками Таджикистан и Узбекистан по рекам Нарын, Карадарья и Сырдарья до Кайраккумского водохранилища на участках общей длиной более 300 км, включая каналы Большой Ферганский (БФК) с головным расходом до 150 мЗ/с, Северный Ферганский канал (СФК) — 110 мЗ/с, канал дополнительного питания (КДП) — 330 мЗ/с, канал им. Ахунбабаева — 70 мЗ/с, мелкие каналы с расходами 0,5-6 мЗ/с и насосные станции с расходами 0,4-15 мЗ/с.

Базовые гидропосты на участке управления, по которым ведется учет воды, следующие: гидропост Учкурган на реке Нарын, гидропост Учтепе на реке Карадарья, гидропосты Каль и Акджар на реке Сырдарья. Гидропосты на магистральных и мелких каналах бывают типа ГР-64, ГР-70, мостиковые с использованием кривых зависимостей Q = f (H).

Верхнечирчикское управление

Это подразделение осуществляет управление водными ресурсами и межгосударственное вододеление по реке Чирчик между Республиками Узбекистан и Казахстан. Среднемноголетние водные ресурсы (сток) бассейна реки Чирчик составляет около 7 км3/год, длина реки 168 км. На реке расположено Чарвакское водохранилище емкостью 2 км3 многолетнего регулирования.

Вододеление выполняется по следующим основным каналам: Паркентский канал пропускной способностью 55 мЗ/с, Большой Келесский магистральный канал (72 мЗ/с), Верхний Деривационный канал (300 мЗ/с), канал Зах (65 мЗ/с), Ханым (15 мЗ/с), Левобережное Карасу (180 мЗ/с) и мелким каналам, забирающим воду из реки Чирчик расходами от 1 до 20 мЗ/с. Водоучет осуществляется по выпуску воды из Чарвакского водохранилища, Газалкентской ГЭС и на гидропосту Газалкент, а также по гидропостам на каналах. При впадении Чирчика в Сырдарью находится базовый речной гидропост Чиназ-Чирчик. Следует отметить, что в вегетационные периоды Чирчикский водный тракт работает в ирригационном режиме, в межвегетацию — в энергетическом режиме.

Управление эксплуатации Чарвакского водохранилища

Управление эксплуатации Чарвакского водохранилища выполняет работы по водоохране акватории водохранилища от загрязнения, по поддержанию в нормальном состоянии прилегающих земель, на территории которых запрещено строительство и размещение каких-либо зданий, предприятий, ферм и т.п., поскольку они могут в процессе своей деятельности сбрасывать отходы и тем самым загрязнять водохранилище.

Чистые воздух и вода, здоровый климат, лесные урочища, тишина и отдаленность от крупных городов привлекают сюда отдыхающих. Площадь акватории водохранилища 40,1 км2, длина водохранилища — 22 км, плотина каменно-набросного типа высотой 168 м. Полный объем водохранилища 2 км3, полезный — 1,6 км3. Установленная мощность гидроэлектростанции 699 тыс. кВт.

Управление эксплуатации Токтогульского водохранилища

Площадь акватории водохранилища 284,3 км2, длина 65 км. Высота железобетонной плотины Токтогульского гидроузла составляет 215 м. Полный объем водохранилища 19,5 км3, полезный объем 14 км3. Установленная мощность гидроэлектростанции 1200 тыс. кВт. Работники управления осуществляют контроль головных водозаборов по Большому Наманганскому каналу, пропускная способность которого 60 мЗ/с, Левобережному Нарынскому каналу — 20 мЗ/с, забирающих воду из Нарына ниже Токтогульского водохранилища.

Ремонтно-строительные и автотранспортные предприятия БВО «Сырдарья»

Ремонт гидротехнических сооружений, каналов, производственных и жилых здании в подведомственных управлениях БВО «Сырдарья» выполняют в основном передвижные механизированные колонны (ПМК) объединения. В среднем в год два ПМК выполняют более 1000 м3 бетонных и около 1 млн. м3 земляных работ, а также и другие работы.

Что касается капитального строительства новых водохозяйственных объектов, то оно выполняется специализированными организациями по договорам с территориальными управлениями БВО «Сырдарья».

Перспективы совершенствования управления водными ресурсами бассейна реки Сырдарьи

Систематический учет поверхностных водных ресурсов в бассейне реки Сырдарьи, как уже говорилось, осуществляется с помощью речных гидропостов, находящихся в ведении Гидрометслужб республик Центральной Азии, а на водозаборных сооружениях — гидропостами БВ0 «Сырдарья». Ниже Чардаринского водохранилища аналогичные работы осуществляет БВО "Арал-Сырдарья" Комводресурсы МСХ Республики Казахстан.

В целях дальнейшего совершенствования процесса управления трансграничными водными ресурсами бассейна Сырдарьи необходимо:

  • обязательное уважение к общебассейновым интересам и понимание их приоритетности над любыми местническими и узковедомственными заботами;
  • улучшение дисциплины в части соблюдения межгосударственных договоренностей и выполнения решений МКВК;
  • строгое соблюдение лимитов водозаборов и режима работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ;
  • своевременный ремонт гидротехнических сооружений и восстановление их полной работоспособности — в ближайшей перспективе; в дальнейшем — строительство новых сооружений и гидроузлов с целью коренного улучшения процесса управления водными ресурсами бассейна;
  • реконструкция устаревших и строительство новых базовых гидропостов на реках Нарын, Карадарья, Чирчик и Сырдарья;
  • реконструкция головных водозаборных сооружений, находящихся в ведении БВО «Сырдарья»;
  • автоматизация гидротехнических сооружений и радиотелеметрическое управление водными ресурсами;
  • совершенствование водоучета, внедрение передовых мировых технологий;
  • улучшение надежности связи и средств телемеханики по сбору и передаче оперативной информации;
  • совершенствование оперативной связи по межведомственным гидрометрическим постам в разных государствах бассейна р. Сырдарья.

Осуществление проектов создания усовершенствованных информационных систем управления позволит значительно повысить эффективность процесса управления водой в пределах бассейна Сырдарьи и даст возможность обеспечить потребность в водных ресурсах всех государств Центральной Азии.

Site map Ïî-ðóññêè

Interstate Commission for Water Coordination of Central Asia

Basin Water Organization “Syrdarya”

Present water management system of Syrdarya River Basin provides a rational use of all water resources and represented by agreed many of hydrotechnical devices on Syrdarya River and its inflows, which guarantee transporting of water, transformation of flow in water reservoirs, conveying of water to users, generation of electricity, measuring and controlling of used water quality.

Syrdarya river basin comprises the following Central Asian sovereign states: the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Tajikistan and the Republic of Uzbekistan. The length of Syrdarya from the confluence of Naryn and Karadarya rivers to the Aral Sea is 2337 km, and with Naryn river — 2790 km, basin area is 150 100 km2.

Average annual Syrdarya basin flows for the last years are 40.8 km3. Owing to unique Syrdarya water system it is feasible also to use 6.7 km3 of return waters. There are five water reservoirs on Syrdarya and its tributaries:

  • Toktogul reservoir: total capacity is 19.5 km3, including effective capacity of 14 km3.
  • Andijan reservoir: total capacity is 1.9 km3, including effective capacity of 1.75 km3.
  • Kayrakkum reservoir: total capacity is 4.03 km3, including effective capacity of 2.55 km3.
  • Charvak reservoir: total capacity is 2.05 km3, including effective capacity of 1.6 km3.
  • Chardara reservoir: total capacity 5.4 km3, including effective capacity of 4.4 km3.



Toktogul reservoir



Charvak reservoir



Chardara reservoir



Kayrakkum reservoir

Naryn and Syrdarya river water consumption of the states as a whole in the last years is average 25 km3 a year allowing for limits, including water supply to the Aral Sea and in-channel losses downstream Chardara reservoir on the territory of Kazakhstan.

After consecutive low water years, in 1980 the Aral Sea basin states faced to serious problems in water resources management. To solve conflict situations and to improve water allocation among the states in a context of an extreme water shortage, the Ministry of Reclamation and Water Resources of the former USSR formed two basin water organizations — BWO “Amudarya” and BWO “Syrdarya”. The presence of skilled specialists and a direct relation with the Ministries of Water Resources of the republics allowed to improve water resources management, to introduce order in water allocation, taken water volumes limitation and water accounting for a short time.

After the collapse of the USSR, to ensure effective water resources management, the Ministries of Water Resources of the five Central Asian states approved “Agreement on joint water resources management” in respect to the Aral Sea basin as a result of a series of negotiations, meetings and discussions. Interstate Coordination Water Commission (ICWC) with its executive bodies — BWO “Amudarya” and BWO “Syrdarya” — was established. This Agreement, signed in Almaty on 18 February 1992, and other documents and acts, accepted by Central Asian states in the last years, are the basis for interstate water resources management.



BWO “Syrdarya”

BWO “Syrdarya” is responsible for transboundary water resources management and interstate water allocation from Toktogul reservoir to the border of Kazakhstan (Chardara reservoir). Besides, BWO “Syrdarya” along with the Committees for the Environment, hydro meteorological services and sanitary inspections of the states control Syrdarya river water quality.

The organization has headworks on Syrdarya river and its main tributaries: Uchkurgan waterwork with a capacity of 3000 m3/sec on Naryn river, Kuyganyar waterwork with a capacity of 1400 m3/sec on Karadarya river, Verkhnechirchikskiy waterwork with a capacity of 1800 m3/sec on Chirchik river, etc., and also canals of interstate significance (first of all, “Dustlik” canal and Big Fergana canal head). BWO has at its command 198 hydraulic structures, 21 of which are located on the main channels of Naryn, Syrdaya, Karadarya and Chirchik rivers. The capacity of the structures is between 20 and 3000 m3/sec, and the discharges of the structures on “Dustlik”, Big Fergana and South Golodnostepskiy canals reach 350 m3/sec.

The main water user in Syrdarya region is irrigated farming, area of which is 3.380 million ha. 1.730 million ha of area is irrigated directly from the river. More over, water is supplied to meet industrial, domestic and environmental needs and to the Aral Sea. Account of water withdrawal from rivers and canals is carried out in 445 points, including 21 head intakes, 36 stationary pumping plants and 172 temporary pumping plants. Account of river waters is fulfilled mainly by hydro meteorological services of the states, and on intakes – by BWO “Syrdarya” and other water bodies in the region.

BWO “Syrdarya” central apparatus in Tashkent exercises control through territorial administrations in accordance with Naryn-Syrdarya reservoir cascade operation modes and water intake limits, confirmed by ICWC for non-vegetation (October-March) and vegetation (April-September) periods of each hydrological year, and territorial administrations — further through waterworks administrations.

“Syrdarya” Basin Water Organization consists of:

  • Naryn-Karadarya waterworks administration in Kuyganyar, Andijan oblast;
  • Golodnostepskiy waterworks and “Dustlik” canal administration in Gulistan, Syrdarya oblast;
  • Verkhnechirchikskiy waterworks administration in Chirchik, Tashkent oblast;
  • Charvak reservoir administration in Charvak, Tashkent oblast;
  • Toktogul reservoir administration.

The BWO also includes Uchkurgan mobile mechanized unit, Gulistan mobile mechanized unit, transport firm and agricultural subdivision. Total number of BWO employees is 1050.

Water resources dispatch control

Water resources scheme administrated by BWO “Syrdarya” works under conditions of guaranteed discharge bypass, as well as under extreme conditions when there are an ultimate water shortage and a need for accidentless high flow bypass with enhanced water supply in exceptionally high water years.

River flows, planned (limited) water use, and water reserves available in reservoirs in this period are taken into account in order to ensure these modes.

In a context of multi-year flows regulation, the reservoirs are operated during several years depending on water resources availability, demands for water and possible changes in Naryn-Syrdarya water carrier operation mode. That is why in such cases water resources dispatch control is annually exercised to maintain guaranteed operation mode of reservoir cascade. Low frequency peak flow bypass on Syrdarya river is achieved owing to peak flow reduction using compensatory capacity, which equals 0.8 km3 in Toktogul reservoir, 0.8 km3 in Kayrakkum reservoir and 0.8 km3 in Chardara reservoir. When there is compensatory peak flow regulation, the capacity of river waterworks and of river channel itself in various sections is taken into account, and, first, Karadarya and Fergana Valley rivers flows and Toktogul reservoir emergency flows are released. Kayrakkum reservoir transforms peak flows and balances its release taking into account Syrdarya river channel capacity. Chardara reservoir regulates Kayrakkum reservoir releases and peak flows of the rivers, flowing into Syrdarya river in Kayrakkum-Chardara section. Such system of water resources scheme operation guarantees reliable and no-failure operation of waterworks on rivers, intakes and main canals.

Taking into account the forecast of river water availability in non-vegetation and vegetation periods and of Naryn-Syrdarya cascade reservoir storage, BWO “Syrdarya” designs and submits to ICWC to confirm reservoir cascade operation mode and water intake limits to the states. The confirmed limits are the basis for implementing interstate water allocation on canals and pumping plants. Water intake limits can be adjusted in accordance with the formed water situation. If adjustment value exceeds 10% of total volume, then the limits will be reconfirmed at the ICWC meeting.

The confirmed water intake limits for the states, canals and pumping plants with decadal allocation for each month are transferred to BWO “Syrdarya” territorial administrations, zones, waterworks and intakes for execution. Water account on Naryn, Syrdarya, Karadarya, Chirchik rivers and other small rivers is carried out by basic gauging posts of hydro meteorological services in the respective states. Water account on the main canals, including “Dustlik” and Big Fergana canals, taking water from the river, is carried out through head gauging posts, operated by BWO “Syrdarya”. On-line water resources control is exercised by BWO administration at central dispatching office, communicating with territorial and waterworks administrations.

Golodnostepskiy waterworks and “Dustlik” canal administration

This unit fulfills water resources management and allocation on Syrdarya river in section of 320 km long from Akjar gauging post (Kayrakkum reservoir forebay, Tajikistan) to the border between Uzbekistan and Kazakhstan (Chardara reservoir), and also Isfara river. The administration has at its disposal hydraulic structures of Kazakhstan, Kyrgyzstan and Uzbekistan. It includes: the main “Dustlik” canal with maximal head discharge of 230 m3/sec and a length of 117 km, which supplies water to the lands of Kazakhstan and Uzbekistan; the head of South Golodnostepskiy canal (SGC) by the name of À.À. Sarkisov with a length of 14.5 km and maximal discharge of 350 m3/sec; and basic gauging posts on Syrdarya river (Kzylkishlak, Nadezhdenskiy, Chinaz and Kokbulak), on canal headworks (South Golodnostepskiy, “Dustlik”, Verkhniy Dalverzinskiy, Nizhniy Dalverzinskiy, and Begovat canals), on pumping plants on Syrdarya river and distributing canals from South Golodnostepskiy and “Dustlik” canals.



Headwork of “Dustlik” canal

Radio-telemetric remote and local control systems were installed on “Dustlik” canal headwork with technical support of the Canadian Agency and Engineering firm UMA, and on South Golodnostepskiy Canal — with the support of both the International Fund for the Aral Saving and the Kyrgyz firm “Sigma”. The other structures have local control, radio and telephone communications. Intake structures are calibrated that allows to define water discharges. Gauging posts are calibrated and equipped with facilities GR-64, GR-70, and gauging bridges.

Naryn-Karadarya waterworks administration

Naryn-Karadarya administration fulfills water resources management and water allocation among Kyrgyzstan, Tajikstan and Uzbekistan along Naryn, Karadarya and Syrdarya rivers to Kayrakkum reservoir in sections with total length of more than 300 km, including Big Fergana canal (BFC) with head discharge up to 150 m3/sec, North Fergana canal (NFC) — 110 m3/sec, Feeder canal — 330 m3/sec, Akhunbabayev canal — 70 m3/sec, small canals with discharge of 0.5-6 m3/sec and pumping plants with discharges of 0.4-15 m3/sec.

Basic gauging posts within administration zone, on which water account is carried out, are as follow: Uchkurgan gauging post on Naryn river, Uchtepe gauging post on Karadarya river, Kal and Akjar gauging posts on Syrdarya river. Gauging posts on main and small canals vary from GP-64 and GP-70 types to bridge types using concern curves Q = f (H). In the last years the basin organization focuses main attention to water account improvement and hydraulic structures automation. In 2002 automated radio-telemetric water control system has been introduced on large Uchkurgan waterwork on Naryn river with the technical assistance of the Swiss Agency and the Kyrgyz firm “Sigma”. At present, design estimates for Kuyganyar waterwork on Karadarya river are prepared with the help of USAID.

Verkhnechirchikskiy waterworks administration

This unit fulfills water resources management and interstate water allocation on Chirchik river between Uzbekistan and Kazakhstan. Average multi-year Chirchik basin flows are about 7 km3 a year, length of the river is 168 km. There is over-year Charvak reservoir with a capacity of 2 km3 on the river.

Water is allocated over the main canals such as Parkent canal with a capacity of 55 m3/sec, Big Keles main canal — 72 m3/sec, Verkhniy diversion canal — 300 m3/sec, Zakh canal — 65 m3/sec, Khanym canal — 15 m3/sec, Levoberezhnoye Karasu canal — 180 m3/sec, and small canals with discharge of 1-20 m3/sec that take water from Chirchik river. Water account is applied in respect to the releases from Charvak reservoir, Gazalkent hydro power, Gazalkent gauging post and other ones on the canals. Basic Chinaz-Chirchik gauging post is located where Chirchik flows into Syrdarya. It should be noticed that in vegetation periods Chirchik water carrier operates in irrigation regime, in non-vegetation periods — in power regime.

In 2001 automated system was put into operation on Verkhnechirchikskiy waterwork on Chirchik river with the support of USAID and the Kyrgyz firm “Sigma”. In Verkhnechirchik administration it is planned to develop such systems on head regulators of Parkent, Big Keles, Zakh and Khanym canals in the near future.

Charvak reservoir administration

Charvak reservoir administration fulfills works on protecting reservoir water area from pollution and on keeping nearby lands in normal state. It is prohibited to construct any building, firm, farm and others on water protection territory, since they can release wastes and pollute the reservoir during their activity.

Clear air and water, healthy climate, forests, quiet and remoteness from large cities attract tourists here. Reservoir water area is 40.1 km2, length 22 km, the dam is rock-fill with a height of 168 m. Total reservoir capacity is 2.0 km3, effective capacity 1.6 km3. Installed capacity of hydro power is 699 000 kW.

Toktogul reservoir

Reservoir water area is 284.3 km2, length is 65 km. Toktogul waterwork reinforced-concrete dam height is 215 m. Total reservoir capacity is 19.5 km3, effective capacity 14 km3. Installed capacity of hydro power is 1 200 000 kW. Administration staff exercise control over head intakes on Big Namangan canal with a capacity of 60 m3/sec, on Levoberezhniy Naryn canal — 20 m3/sec, taking water from Naryn, downstream Toktogul reservoir.

Repair-construction and transport firms of BWO “Syrdarya”

Repair of waterworks, canals, production and housing buildings at BWO “Syrdarya” administrations is fulfilled mainly by mobile mechanized units of the organization. Capital construction of new water management objects is done by specialized organizations according to contracts with BWO “Syrdarya” territorial administrations.

Prospects of Syrdarya river basin water resources management improvement

Systematic account of surface water resources in Syrdarya river basin is implemented by river gauging posts, administrated by hydro meteorological services of Central Asian states, and on intake structures — by BWO “Syrdarya” gauging posts. The similar works are done downstream Chardara reservoir by BWO “Aral-Syrdarya” at the Committee for Water Resources of the Ministry of Agriculture of the Republic of Kazakhstan.

Further improving Syrdarya basin transboundary water resources management requires:

  • Respect of all-basin interests and recognition of their priority over any local and narrow departmental concerns;
  • Obligatory fulfillment of interstate agreements and decisions of ICWC;
  • Strict following of water intake limits and Naryn-Syrdarya reservoir cascade operation mode;
  • Timely repair of waterworks and renewal of their full workability in the near future; and further — construction of new structures and waterworks for radical improvement of basin water resources management;
  • Reconstruction of old basic gauging posts and construction of new ones on Naryn, Karadarya, Chirchik and Syrdarya rivers;
  • Reconstruction of head intakes, administrated by BWO “Syrdarya”;
  • Hydraulic structures automation and radio-telemetric water resources management;
  • Water account improvement and world leading technologies introduction;
  • Improvement of communication reliability and telemetry on-line data gathering and transfer facilities;
  • Improvement of on-line communications on inter-agency gauging posts in Syrdarya river basin states.

Realization of projects on creation of improved information management systems will allow to significantly increase Syrdarya basin water resources management effectiveness, including return waters, and will give opportunity to completely avoid water shortage owing to concerted actions of Syrdarya basin states and to meet irrigation and industrial requirements through rational water resources use.