Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Программы бассейна Аральского моря

Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ) являются основными долгосрочными программами действий в регионе в области устойчивого развития, включая управление водными ресурсами и охрану окружающей среды. Разработка программ и мониторинг их осуществления являются первоочередной задачей Исполнительного комитета МФСА. Программы включают в себя национальные и региональные проекты, направленные на реабилитацию и устойчивое развитие в регионе Аральского моря.

За время существования МФСА было реализовано три программы для решения проблем Арала.

ПБАМ-1: 1995-2001 гг.

ПБАМ-2: 2002-2010 гг.

ПБАМ-3: 2010-2015 гг.

ПБАМ-4: 2020-2030 гг.

Программа бассейна Аральского моря 1, 1995-2001 гг.

ПБАМ-1 была инициирована вновь созданными региональными институтами в 1993 году. Эта программа была представлена на встрече глав государств Центральной Азии, которая состоялась в январе 1994 года в Нукусе. На этом саммите была принята Концепция улучшения социально-экономической и экологической обстановки в бассейне Аральского моря. В этом документе четко определены следующие приоритеты:

  • Безопасное водоснабжение населенных пунктов в зоне бедствия Аральского моря, а также развитие сети государственного здравоохранения и детских учреждений;
  • Контроль химического загрязнения поверхностных и подземных вод путем внедрения новых технологий биологической защиты в регионе;
  • Восстановление водно-болотных угодий и их экосистем в дельтах рек Амударьи и Сырдарьи;
  • Улучшение управления водными ресурсами на межгосударственном уровне;
  • Подготовка набора правовых инструментов и процедур для управления водными ресурсами по аналогии с доступными в международной практике;
  • Разработка автоматизированных систем управления бассейнами рек Амударьи и Сырдарьи;
  • Мониторинг поверхностных и подземных вод и оценка управления водными ресурсами в дельтах рек Амударьи и Сырдарьи;
  • Совершенствование методов прогнозирования водности, гидрометрических сетей наблюдения и системы приточно-визуальных наблюдений снеговых запасов;
  • Мониторинг природных событий, влияющих на количество и качество водных ресурсов.

Первый этап ПБАМ-1 включил следующие проекты на общую сумму 60,8 миллиона долларов США.

    1.1 Региональная стратегия управления водными ресурсами

    1.2 Повышение эффективности управления водными ресурсами

    1.3 Обеспечение устойчивости плотин и водохранилищ

    2 Гидрометеорологические службы и Региональная система экологической информации

    3.1 Управление качеством вод

    3.2 Программа дренажа в Узбекистане

    4 Восстановление водно-болотистых угодий и регулирование стоком Сырдарьи

    5 Чистая вода и здоровье

    6 Управление верхнего водосбора

    7 Автоматизация водной инфраструктуры

    8 Развитие потенциала

В качестве второго этапа ПБАМ-1 был реализован в 1998-2003 годах Проект по управлению водными ресурсами и окружающей средой, который осуществлялся за счет средств Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), Правительств Нидерландов и Швеции. Общий бюджет проекта составил 21,5 миллиона долларов США, включая 4,1 миллиона долларов — за счёт стран Центральной Азии. Проект реализовал шесть компонентов:

Компонент A «Управление водными ресурсами и борьба с засолением почв и минерализацией водных ресурсов». Цель компонента — разработка региональных и национальных сценариев и стратегий устойчивого управления водными ресурсами и их распределение с учётом потребностей окружающей среды в бассейнах рек Сырдарья и Амударья и оказание помощи лицам, принимающим решения в пяти странах в подготовке средне- и долгосрочных соглашений по управлению водными ресурсами.

Компонент B «Информирование населения». Цель компонента — содействие в формировании сознания населения, понимания необходимости экономии воды, в воспитании бережного отношения к водным ресурсам, способствующего изменению отношения к воде у потребителей.

Компонент C «Управление безопасностью плотин и водохранилищ». Цель компонента — проведение оценки безопасности плотин в регионе; модернизация систем мониторинга и предупреждения на отдельных плотинах на основе пилотных проектов; и подготовка проектов неотложных мер по восстановлению плотин.

Компонент D «Мониторинг трансграничных вод». Цель компонента — создание потенциала мониторинга с помощью независимых структур качественных и количественных параметров стока рек на 37 трансграничных водомерных постах.

Компонент E «Восстановление водно-болотистых угодий». Цель компонента — восстановление водно-болотистых угодий озера Судочье, которое является местом гнездования исчезающих видов перелётных птиц.

Компонент F «Поддержка управления проектом»

Реализация Проекта по управлению водными ресурсами и окружающей средой завершена 31 октября 2003 года по решению Правления Фонда МФСА.

В казахстанской части Приаралья в рамках Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ-1) реализован крупномасштабный проект «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ-1) стоимостью 85,8 млн. долларов. Благодаря этому на сегодняшний день восстановлена северная часть Аральского моря.

Программа бассейна Аральского моря 2, 2002-2010 гг.

ПБАМ-2 была разработана в соответствии с Решением Глав государств, принятом в Душанбе 6 октября 2002 года. Период реализации 2002-2010 годы, общая стоимость 1993,9 млн. долл. США

Cама программа была утверждена Правлением МФСА 28 августа 2003 года. Программа включала следующие четырнадцать приоритетов:

  1. Разработка согласованных механизмов комплексного управления водными ресурсами бассейна Аральского моря
  2. Реабилитация водохозяйственных объектов и улучшение использования водных и земельных ресурсов
  3. Совершенствование систем мониторинга окружающей среды
  4. Программа борьбы со стихийными бедствиями
  5. Программа содействия решению социальных проблем региона
  6. Укрепление материально-технической и правовой базы межгосударственных организаций
  7. Разработка и реализация региональных и национальных программ природоохранных мероприятий в зоне формирования стока
  8. Разработка и реализация региональной и национальных программ по рациональному потреблению воды в отраслях экономики стран Центральной Азии
  9. Разработка и реализация международной программы санитарно-экологического оздоровления населенных пунктов и природных экосистем Приаралья
  10. Разработка международной программы восстановления экологической устойчивости и биологической продуктивности
  11. Концепция устойчивого развития бассейна Аральского моря
  12. Региональная программа действий по борьбе с опустыниванием
  13. Развитие водно-болотных угодий в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи
  14. Рационализация использования минерализованных дренажных вод

Программа была реализована лишь частично, в основном самими странами.

Программа бассейна Аральского моря 3, 2010-2015 гг.

28 апреля 2009 года, главы государств Центральной Азии выступили с совместным заявлением, подчеркнув важную роль МФСА в координации и решении фундаментальных аспектов сотрудничества для преодоления кризиса бассейна Аральского моря и укрепление сотрудничества с учреждениями системы ООН и другими международными организациями. Было также решено поручить Исполкому МФСА совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией, Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию МФСА с привлечением национальных экспертов и доноров разработать Программу действий на период 2011-2015 годы (ПБАМ-3).

Конечной целью ПБАМ-3 было улучшение экологической и социально-экономической ситуации в бассейне Аральского моря. Было предложено достигнуть этого за счет улучшения социально-экономической и экологической ситуации за счет применения принципов интегрированного управления водными ресурсами для разработки взаимоприемлемого механизма многоцелевого использования водных ресурсов и защиты окружающей среды в Центральной Азии с учетом интересов всех государств региона.

ПБАМ-3 была разработана Исполкомом МФСА совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (МКУР), национальными экспертами из стран Центральной Азии и в тесном сотрудничестве с сообществом доноров, включая Всемирный банк, Европейский союз, USAID, GTZ и SDC, чтобы сделать ПБАМ-3 продуктом совместным усилием стран-членов, доноров и гражданского общества.

ИК МФСА попросил страны-члены подготовить проектные предложения в соответствии с рамочным документом. В ответ, ИК МФСА получил в общей сложности 335 проектных предложений, в том числе 149 предложений по направлению 1, 100 по направлению 2; 71 по направлению 3 и 15 по направлению 4. Эти предложения были объединены и были определены 47 проектов в четырех направлениях:

Направление 1 — Комплексное использование водных ресурсов

Первое направление включает в себя проекты, направленные на решение проблем, связанных с трансграничными водными ресурсами, созданием систем мониторинга, моделированием и созданием баз данных, разработкой бассейновых планов, а также обеспечением безопасности водохозяйственных сооружений. Комплексное использование водных ресурсов с учетом интересов всех государств региона предлагает следующее:

  • Разработка предложений по оптимизации управления и использования водных ресурсов в Центральной Азии с учетом факторов окружающей среды, последствий изменения климата с целью удовлетворения национальных интересов в бассейне Аральского моря.
  • Совершенствование и укрепление управления трансграничными водными ресурсами.
  • Модернизация, автоматизация и улучшение технического состояния водных объектов.
  • Содействие странам Центральной Азии в решении проблем поддержания устойчивого состояния окружающей среды в условиях изменения климата.
  • Повышение эффективности использования водных ресурсов и мелиорации орошаемых земель, снижение нагрузки на государственные бюджеты за счет сокращения объемов затрат на техническое обслуживание и ремонт ирригационной инфраструктуры.
  • Улучшение качества предоставляемых гидрометеорологических услуг зависящим от погоды секторам экономики Центральной Азии.
  • Совершенствование системы мониторинга, в том числе сбора, передачи, обработки, хранения и распространения гидрометеорологической информации.
  • Создание баз данных и компьютерных моделей для управления трансграничными водными ресурсами.
  • Оказание помощи в согласовании параметров мониторинга водных ресурсов и орошаемых земель.
  • Оказание помощи странам в снижении риска стихийных бедствий, в том числе путем укрепления регионального сотрудничества, повышения готовности к стихийным бедствиям и реагированию.
  • Повышение эффективности принятия решений, предупреждение причин возникновения конфликтных ситуаций и самих конфликтов
  • Экологические проблемы являются одними из важных результатов реализации проектов.
  • По решению вышеуказанных вопросов, будет улучшена эффективность водопользования за счет снижения непроизводительных потерь, будет увеличен КПД оросительных систем и технический уровень эксплуатации оросительных систем.
  • Посредством реализации вышеуказанных мероприятий, будет повышена урожайность. Системы мониторинга и раннего предупреждения будут модернизированы, что позволит улучшить безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений на длительный срок.

Направление 2 — Охрана окружающей среды

Вторая группа проектов решает проблемы, связанные с охраной окружающей среды и улучшения состояния окружающей среды, включая сохранение биоразнообразия и снижение рисков стихийных бедствий. Ожидаемыми результатами являются:

  • Улучшилась окружающая среда в дельте Сырдарьи и Амударьи.
  • Улучшилась окружающая среда гор.
  • Улучшилась окружающая среда и продуктивность пастбищ.
  • Созданы региональные информационные системы по окружающей среде.

Направление 3 — Социально-экономическое развитие

Третья группа проектов решает социально-экономические вопросы, в том числе улучшение жилищных условий, обеспечение устойчивого развития, увеличения занятости и улучшения систем водо-и электроснабжения, образования и здравоохранения. Ожидаемыми результатами являются:

  • Улучшение доступа к безопасной питьевой воде.
  • Для сельского населения: создание и/или развитие частных малых предприятий, создание новых рабочих мест, и повышение эффективности труда.
  • Повышение качества медицинских услуг.
  • Повышение эффективности и качества образования в школах и дошкольных учреждениях в сельской местности.

Направление 4 — Улучшение институциональных и правовых механизмов

Это направление включает в себя проекты, направленные на решение вопросов, связанных с институциональным развитием: улучшение нормативно-правовой базы и институциональной структуры, укрепление потенциала региональных органов МФСА, разработка политики и стратегии устойчивого развития строительства, подготовка кадров и наращивание потенциала и повышение осведомленности общественности. Ожидаемые результаты:

  • Созданы условия для прозрачного и взаимовыгодного регионального диалога и сотрудничества, включая создание отраслевого диалога между правительствами.
  • Созданы условия для свободного обмена мнениями по жизненно важным вопросам, в том числе по укреплению связей между заинтересованными сторонами, министерствами и ведомствами, научными и культурными сообществами и обществом в целом.
  • Улучшились институциональные механизмы и договорные и правовые основы регионального сотрудничества по управлению водными ресурсами.
  • Выявлены наиболее глубокое понимание наиболее важных вопросов регионального сотрудничества, в том числе оценки ситуации, причин проблем регионального сотрудничества, и взаимоприемлемые пути решения этих проблем.
  • Разработаны предложения по совершенствованию национальных законодательных актов и проектов законодательных и нормативных документов в целях повышения эффективности мероприятий, направленных на адаптацию и смягчение последствий изменения климата в контексте конвенции ООН об изменении климата.
  • Улучшилась национальная нормативно-правовая база для обеспечения безопасности водохозяйственных сооружений в странах Центральной Азии.
  • Усилен потенциал ИК МФСА.
  • Создан прототип единой системы информации и анализа в водном секторе.
  • Разработана коммуникационная стратегия для заинтересованных сторон и общественности.
  • Улучшилась система обучения для водного сектора и гидрометеорологических услуг в Центральной Азии.

Следует отметить, что приведенные выше инструкции дополняют друг друга таким образом, что одно целое – это больше, чем сумма составляющих, и, что через реализацию предлагаемых проектов по данным разным направлениям, достигается общая синергия.

ПБАМ-3 была принята на основе решения Правления МФСА (10 декабря 2010 в Алмате).

ПБАМ-3 включала реализацию около 300 национальных и региональных проектов на общую сумму более 15,0 млрд. долл. США.

Программа бассейна Аральского моря 4

Программа действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4) утверждена решением Правления МФСА 29 июня 2021 года.

Программа бассейна Аральского море (ПБАМ-4) была разработана на основе решения Правления МФСА от 30 января 2018 года Исполнительным комитетом МФСА совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией (МКВК) и Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (МКУР) с привлечением национальных экспертов и международных партнеров по следующим направлениям:

  • Комплексное управление водными ресурсами;
  • Экологическое направление;
  • Социально-экономическое развитие;
  • Совершенствование институциональных и правовых механизмов.

ПБАМ-4 является региональной программой, направленной на достижение комплексного использования и охраны водных ресурсов, экологического оздоровления и социально-экономического развития бассейна Аральского моря, а также совершенствования институционально-правовых механизмов МФСА. Региональный охват программы и комплексный характер ее проектов означает, что ПБАМ-4 будет включать в себя ряд проектов, в том числе инвестиционных, которые способствуют достижению водной, экологической, продовольственной и энергетической безопасности в Центральной Азии.

Основной целью ПБАМ-4 является реализация совместных действий и перспективных программ по преодолению Аральского кризиса и укрепления сотрудничества путем целенаправленных действий на национальном, региональном и международном уровнях для улучшения водохозяйственной, экологической и социально-экономической обстановки, устойчивого развития и повышения благосостояния людей в бассейне Аральского моря.

Проекты, в том числе инвестиционные, предложенные странами и органами МФСА, вносят вклад в реализацию национальных приоритетов, имеют региональный и трансграничный характер. Для повышения финансовой привлекательности проектов учитывались тенденции международного развития, инициативы стран-доноров, институтов ООН и инвесторов.

Срок реализации четвертой программы рассчитан на 2020-2030 гг.

Общий процесс выполнялся под контролем ИК МФСА и поддерживался представителями государств-учредителей МФСА. Основными элементами подготовительного процесса для существенного улучшения качества и последующих достижений являлись:

  • фокус на наиболее важные задачи и проектные линии;
  • оптимизация количества проектов;
  • совершенствование процесса мониторинга и оценки со стороны ИК МФСА;
  • тесное сотрудничество с международными организациями на различных этапах.