Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Условия и предпосылки создания

Бассейн Аральского моря, охватывающий всю территорию Таджикистана, Узбекистана, большую часть Туркменистана, часть Кыргызской Республики, южную часть Казахстана и северную часть Афганистана, является одним из центров зарождения цивилизации. Две главные реки бассейна – Амударья и Сырдарья – испокон веков служили источником жизни и пропитания для народов, населяющих регион. Сегодня устойчивое развитие государств Центральной Азии (ЦА) и уровень жизни почти более 60 миллионов человек, проживающих в бассейне, зависит от рационального и скоординированного использования его водных ресурсов (по состоянию на 01.01.2017 г.).

До 1991 г. для удовлетворения растущих потребностей в воде населения и отраслей экономики на базе общей гидрологической системы региона был создан единый водохозяйственный комплекс ЦА с жёстко централизованной системой управления и сложнейшей сетью гидротехнических сооружений, обслуживающих нужды 60 млн. населения и 8,3 млн. га орошаемых земель. Было построено более 80 водохранилищ. Совокупная емкость этих водохранилищ превышает 60 км3, из которых 44 км3 являются активными, включая 17 км3 в бассейне реки Амударья и 27 км3 в бассейне реки Сырдарья. В водохозяйственный комплекс помимо уникальных водохранилищ, крупных плотин входят крупнейший в мире самотечный Каракумский канал (Гарагумдарья) с расходом воды в 500 м3/с и длиной 1400 км, уникальные каскады машинных каналов, включая Каршинский каскад с расходом 350 м3/с с высотой подъема 180 м, а также крупные гидроэлектростанции - такие как Токтогульская с плотиной высотой 215 м и водохранилищем объемом 19,5 км3 и Нурекская с высотой плотины 300 м и водохранилищем объемом 10,5 м3.

Вся мощь этой системы была направлена на интенсификацию орошаемого земледелия, что, с одной стороны, способствовало социально-экономическому развитию региона, а с другой – привело к сильнейшей деградации зависимых от воды экосистем, включая исчезновение Аральского моря.

В целях обеспечения рационального межреспубликанского распределения водных ресурсов бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи и экономного их использования Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз СССР) приказами от 27.08.1987 г. № 300 и № 301 создало Сырдарьинское и Амударьинское бассейновые управления по межреспубликанскому распределению водных ресурсов и эксплуатации водозаборных сооружений и гидроузлов (Упрводхоз «Сырдарья» и Упрводхоз «Амударья») с подчинением Минводхозу СССР.

В эти же годы с целью уточнения намечаемых темпов развития водопотребляющих и водоиспользующих отраслей в бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи были разработаны, а затем и уточнены схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов этих рек. К данной работе привлекались научные и проектные институты заинтересованных стран, что создало систему взаимодействия между специалистами водного сектора республик региона.

Таким образом, к 1991 году страны региона пришли как с позитивным багажом в виде системы взаимосвязей, наличием бассейновых институтов и сложнейшей водохозяйственной инфраструктурой, так и с негативным наследием нерационального использования водных ресурсов и деградацией экосистем.

Создание и институциональное становление

Распад СССР в 1991 году и создание в ЦА пяти независимых государств превратили ранее внутренние воды одной страны в трансграничные.

С целью сохранения стабильности в управлении водными ресурсами руководители водохозяйственных ведомств Казахстана (Н. Кипшакбаев), Кыргызской Республики (В. Мельниченко), Таджикистана (А. Нуров), Туркменистана (А. Иламанов) и Узбекистана (Р. Гиниятуллин) встретились в Ташкенте и приняли 12 октября 1991 г. Заявление. В данном Заявлении говорилось о необходимости «создания совместных организационных структур для координации», поскольку «только объединение и совместная координация наших действий может способствовать эффективному решению водохозяйственных проблем региона в условиях возрастающей экологической напряженности». Примечательно, что Заявление начинается следующим словами:

Мы, руководители водохозяйственных органов Республик Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, как профессионалы, оценивая неизбежность сложной ситуации в связи с всенарастаюшим дефицитом воды и усугублением экологической напряженности в бассейне Аральского моря, основываясь на исторической общности народов Средней Азии и Казахстана, их равных правах и ответственности за обеспечение рационального использования водных ресурсов в регионе, считаем необходимым: […]

Таким образом, благодаря профессионализму и дальновидности, руководители водохозяйственных ведомств выдвинули, а затем и осуществили важнейшую инициативу по созданию координационного органа для обеспечения мирного управления водными ресурсами в условиях разрушающихся экономических и иных связей.

В рекордно короткие сроки – уже через 4 месяца 18 февраля 1992 г. в г. Алматы – было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», которое создало на паритетных условиях Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК) по проблемам регулирования, рационального использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников, включив в ее состав первых руководителей водохозяйственных организаций. Мировая история не знает аналогов такого стремительного развития событий по созданию организационных структур сотрудничества по разделяемым водным ресурсам.

Организационную основу МКВК вначале составили два бассейновых объединения – БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья». Позднее, решением МКВК от 5 декабря 1992 г. был создан Научно-информационный центр (НИЦ) по водохозяйственным проблемам вначале на базе САНИИРИ, а с 1996 года выделен в самостоятельный исполнительный орган. 10 октября 1993 г. создан Секретариат, 23 октября 1998 г. – Центральноазиатские курсы повышения квалификации работников водного хозяйства при НИЦ МКВК, 23 октября 1999 г. – Координационный метрологический центр (КМЦ).

Главы государств ЦА своим решением от 26 марта 1993 г. в Кзыл–Орде подтвердили создание МКВК и его полномочия, а также включили его в состав вновь созданного Межгосударственного Совета по проблемам бассейна Аральского моря (Межгоссовет). В результате объединения Межгоссовета и Международного фонда спасения Арала (МФСА) в 1997 году, МКВК вошла в структуру МФСА. 9 апреля 1999 г. во время Ашхабадской встречи Глав государств было подписано Соглашение «О статусе МФСА и его организаций», которое закрепило за МКВК и его исполнительными органами статус международных организаций.

Поддержка со стороны Глав государств ЦА – это проявление глубокого понимания ими ключевой роли совместного управления водными ресурсами для развития стран, благополучия народов в них проживающих и сохранения мира и стабильности в регионе.

Персоналии

Членами МКВК за истекшие 25 лет в разные годы являлись:

  Н. Кипшакбаев, Т. Сарсенбеков, А. Рамазанов, А. Рябцев, А. Орман, И. Абишев, Б. Бекнияз, Е. Нысанбаев, С. Громов.

 М. Зулпуев, А. Полотов, В. Мельниченко, Ж. Бекболотов, А. Костюк, Б. Кошматов, Ч. Узакбаев, З. Жамалдинов, К. Таштаналиев.

 А. Нуров, В. Шафоев, И. Эшмирзоев, И. Ашуров, Д. Махсудов, А. Назыров, С. Ёкубзод, Р. Бобокалонов, С. Рахимов, У. Усмонзода.

 А. Иламанов, П. Одеев, А. Дадонов, С. Курбанов, Т. Алтыев, К. Вольмурадов, М. Акмаммедов, А. Язмырадов, С. Таганов, М. Байрамдурдыев, А. Язмырадов, Д. Седеков.

 Р. Гиниятуллин, Т. Камалов, А. Джалалов, Ш. Хамраев.