Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Центральноазиатская международная научно-практическая конференция «МКВК навстречу 4-му Всемирному водному форуму: местные действия для предотвращения водного кризиса»

27-29 апреля 2005 г. в г. Алматы, Казахстан, состоялась Центральноазиатская международная научно-практическая конференция «МКВК навстречу 4-му Всемирному водному форуму: местные действия для предотвращения водного кризиса». Конференция была приурочена к очередному 42 заседанию МКВК. В дни работы конференции проходила 6 Центральноазиатская международная выставка водных технологий и водного хозяйства, организованная Центром делового сотрудничества Казахстана «Атакент».

Работа конференции была организована в виде пленарного заседания и ряда круглых столов:

1. Развитие национальных планов интегрированного управления водными ресурсами: опыт Казахстана и перспектива осуществления в других странах Центральной Азии
орг. ПРООН-Казахстан и Водное партнерство Казахстана

2. Интегрированное управление водными ресурсами: уроки, совершенствование, перспективы
орг. Глобальное Водное Партнерство Центральной Азии и Кавказа

3. Совершенствование механизма управления и регулирования водными ресурсами бассейна Амударьи и Сырдарьи
орг. МКВК, Азиатский банк развития и Университет мира ООН

4. Развитие информационной системы бассейна Аральского моря
орг. МП CAREWIB и МП INFO-FP6

5. Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов
орг. Ассоциация «Су Арнасы», Казахстан

6. Проблемы и перспективы развития нормативной базы в области качества воды в странах Центральной Азии и Кавказа
орг. Региональный экологический центр Центральной Азии

Заседание Регионального технического консульта-ционного комитета ГВП Центральной Азии и Кавказа
орг. РТКК ГВП ЦАК

Организаторы:

  • Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии
  • Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан
  • Департамент водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики
  • Министерство мелиорации и водного хозяйства Республики Таджикистан
  • Министерство водного хозяйства Туркменистана
  • Главное управление водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан
  • Швейцарское управление развития и сотрудничества
  • Азиатский банк развития
  • Глобальное Водное Партнерство
  • Региональный технический консультативный комитет ГВП Центральной Азии и Кавказа
  • Научно-информационный центр МКВК
  • Программа развития ООН
  • Всемирный банк
  • Международный Фонд спасения Арала
  • Проект CAREWIB
  • Проект INFO FP6 EU-CA
  • Региональный экологический центр Центральной Азии
  • Университет мира ООН
  • Международная выставочная компания «Атакент-Экспо»
  • Ассоциация «Су Арнасы»

Спонсоры:

  • Комитет по водным ресурсам МСХ Республики Казахстан
  • Швейцарское управление развития и сотрудничества
  • Азиатский банк развития
  • Научно-информационный центр МКВК
  • Региональный технический консультативный комитет ГВП Центральной Азии и Кавказа
  • Программа ООН
  • Всемирный банк
  • Европейская Комиссия
  • Региональный экологический центр Центральной Азии
  • Международная выставочная компания «Атакент-Экспо»

42-е заседание МКВК

28-29 апреля 2005 г. в г. Алматы под руководством Председателя Комитета по водным ресурсам МСХ Республики Казахстан А.Д. Рябцева состоялось очередное 42 заседание МКВК.

В повестку дня заседания были включены следующие вопросы:

  1. О ходе реализации лимита водозаборов в межвегетационный период 2004-2005 гг. и утверждение лимитов водозаборов из стволов рек Амударья и Сырдарья на очередной вегетационный период 2005 года, и согласование прогнозного режима работы каскадов водохранилищ.
  2. О распределении затрат финансирования деятельности НИЦ МКВК и БВО «Сырдарья».
  3. О развитии производства и гидрометрических приборов в интересах МКВК.
  4. О подготовке к 4 Всемирному водному форуму.
  5. О проекте CAREWIB.
  6. О повестке дня и месте проведения очередного 43-го заседания МКВК.

Члены МКВК приняли к сведению проведенные мероприятия БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» по реализации лимитов водозаборов и обеспечении принятого режима работы каскадов водохранилищ на межвегетационный период 2004-2005 гг. Участники заседания утвердили лимиты водозаборов на вегетационный период 2005 года по рекам Амударья и Сырдарья и одобрили прогнозный график-режим каскадов водохранилищ на реке Амударья. Представленный график-режим по реке Сырдарье также был одобрен. Данный график будет рассмотрен на заседании рабочей группы экспертов водохозяйственных и энергетических отраслей стран бассейна.

Члены МКВК приняли решение содействовать ускорению заключения межгосударственного соглашения о комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ на текущую вегетацию 2005 года.

Собравшиеся согласились с представленными предложениями по распределению затрат между государствами-учредителями на содержание НИЦ МКВК с учетом доли водозабора каждого государства и доли привлекаемых грантов. Вопрос о финансировании Тренингового центра МКВК будет обсуждаться на следующем заседании МКВК. Для реализации данного решения члены МКВК внесут в Министерства финансов своих государств представления о долевом участии в финансировании НИЦ МКВК на 2006 г. и последующие годы. Для обеспечения финансирования НИЦ МКВК до решения Правительств источники финансирования будут обсуждены в рабочем порядке. Положение о МКВК будет представлено на рассмотрение Правления МФСА.

Информация БВО «Сырдарья» о состоянии финансирования его деятельности была принята к сведению. Учитывая недостаточность средств, выделяемых на эксплуатацию и содержание межгосударственных объектов, членам МКВК государств Сырдарьинского бассейна поручено рассмотреть в правительствах своих стран возможность финансирования БВО «Сырдарья» в соответствии с долевым участием, определенным в Соглашении 1992 года. Одновременно будет рассматриваться возможность выделения средств на капитальный ремонт и реконструкцию объектов, временно находящихся на балансе БВО «Сырдарья».

Участники заседания отметили, что масштабы реальной потребности в гидрометрических приборах, которые, особенно с учетом введения платы за услуги по подаче воды, возрастают, создавая острую необходимость в организации производства этих приборов в регионе. В связи с этим, учитывая имеющиеся производственные мощности и опыт создания средств измерения в Кыргызской Республике и Республике Узбекистан целесообразно развивать эти организации как базовые в интересах стран бассейна.

КМЦ МКВК поручено совместно с национальными метрологическими организациями подготовить сравнительный анализ по средствам измерения, стоимостным показателям существующих средств измерения и рабочим эталонам для формирования ценовой политики и межгосударственную программу обеспечения средствами измерения и водоучета с вовлечением необходимых капвложений для развития баз и приобретения оборудования водопользователями и представить ее на рассмотрение следующего заседания МКВК.

В целях реформирования национальных метрологических служб и введения в действие международных стандартов на базе КМЦ МКВК будет организован тренинг специалистов по водоучету.

План мероприятий по подготовке к 4 Всемирному водному форуму, предложенный НИЦ МКВК, был одобрен и принято решение направить его в Исполком МФСА для совместной работы. Были утвержден состав региональных рабочих групп по подготовке предложений и докладов по темам форума. Сбор мнений для обработки и представления на виртуальном форуме поручен НИЦ МКВК.

Члены МКВК одобрили работу проекта CAREWIB и признали целесообразным дальнейшее продолжение работ по направлениям деятельности проекта (с учетом замечаний). Было отмечено значение проекта в части повышения доверия, открытости работы водохозяйственных организаций и водопользователей в бассейне, возможности постоянного обновления информации по всем вопросам работы МКВК, а также популяризацию деятельности МКВК. Особо была отмечена высокая степень участия в создании информационной системы БВО «Амударья», БВО «Сырдарья», национального координатора Таджикистана и Узгидромета.

Участники заседания примут возможные меры по устранению препятствий по привлечению Гидрометов остальных стран бассейна Аральского моря и Регионального гидрологического центра к работе проекта CAREWIB.

На рассмотрение и утверждение очередного заседания Правления МФСА будет внесено «Соглашение об информационном обмене в области водного хозяйства между странами бассейна Аральского моря».

Очередное 43-е заседание МКВК намечено провести в Таджикистане в сентябре 2005 г.

Члены МКВК также приняли решение по результатам дискуссий круглого стола «Совершенствование механизма управления и регулирования водными ресурсами бассейнов Амударьи и Сырдарьи».

В частности, была одобрена инициатива АБР по поддержанию и дальнейшему развитию водохозяйственного сотрудничества в Аральском бассейне путем проведения совместной работы национальных и региональных организаций в рамках регионального протокола АБР RETA 6163: «Совершенствование управления совместно используемых водных ресурсов в Центральной Азии».

НИЦ МКВК совместно с БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» поручено в месячный срок подготовить детальный план работ по двум компонентам проекта: (I) организация региональных дискуссий по водохозяйственной политике в бассейне Аральского моря и (II) организация тренинговых мероприятий для представителей региональных и национальных водохозяйственных организаций всех центральноазиатских стран.

Члены МКВК подготовят предложения по созданию постоянных рабочих групп по региональной водохозяйственной политике и совершенствованию внутригосударственного управления водными ресурсами на межотраслевой основе.

В рамках проекта будет проведена инвентаризация всех работ, проводимых странами по поддержанию совместного управления водными ресурсами Амударьи и Сырдарьи.

Круглый стол «Совершенствование механизма управления трансграничными водными ресурсами в Центральной Азии»

28 апреля 2005 года в г. Алматы в рамках Центральноазиатской международной научно-практической конференции «МКВК навстречу 4-му Всемирному водному форуму: местные действия для предотвращения водного кризиса» был проведен круглый стол «Совершенствование механизма управления трансграничными водными ресурсами в Центральной Азии».

Организаторами круглого стола выступили МКВК и Азиатский банк развития (АБР).

Участники круглого стола: члены МКВК от Туркменистана и Республики Узбекистан и доверенные лица членов МКВК от Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, руководители и ведущие специалисты исполнительных органов МКВК - БВО «Амударья», БВО «Сырдарья», Секретариата, КМЦ, НИЦ, представители МИД Казахстана, руководители подразделений национальных водохозяйственных и энергетических ведомств стран Центральной Азии - всего более 30 человек.

Круглый стол открыл А. Кеншимов, заместитель председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства (КВР МСХ) Республики Казахстан. В своем выступлении он отметил, что совершенствование управления трансграничными водными ресурсами (ТВР) в Центральной Азии является одним из приоритетов региональной водной политики и выразил надежду на конструктивный обмен мнениями по данной проблеме.

Б. Тумурдаваа, старший специалист по сельскому хозяйству АБР ознакомил участников семинара с целями, задачами и ходом реализации проекта RETA (Regional Technical Assistance), а также с видением и позицией АБР по осуществлению данного проекта.

Проф. В. Духовный, директор НИЦ МКВК Центральной Азии ознакомил участников круглого стола с основными компонентами проекта RETA (компонент «А» - поддержка в создании и деятельности совместной комиссии по рекам Чу и Талас; компонент «Б» - содействие в организации дискуссий по региональной водохозяйственной политике; и компонент «В» - укрепление потенциала региональных водохозяйственных организаций), общими проблемами управления ТВР в Центральной Азии, существующим положением в водохозяйственной отрасли региона, а также видением НИЦ МКВК по дальнейшей реализации проекта RETA. В своем выступлении проф. В. Духовный также предложил включить в сферу действия проекта бассейн реки Амударья, а также доработку и согласование между сторонами текстов ранее подготовленных трех соглашений по принципиальным вопросам сотрудничества. Это было обосновано необходимостью комплексного подхода к решению проблемы совершенствования управления ТВР бассейна Аральского моря с учетом специфики бассейнов рек Амударья и Сырдарья, а также усиления правовой базы работы МКВК и его органов.

К. Бейшекеев, первый заместитель Генерального директора Департамента водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности (ДВХ МСВХ и ПП) Кыргызской Республики выступил с докладом, в котором были отражены основные результаты и направления дальнейшего развития проекта RETA по компоненту «А» - поддержка в создании и деятельности совместной комиссии по рекам Чу и Талас.

Ю. Худайберганов, начальник БВО «Амударья», в своем докладе отразил вопросы организации и основные проблемы управления ТВР бассейна реки Амударья. Особое внимание было уделено необходимости обеспечения равномерности распределения воды между основными водопотребителями бассейна, включая Аральское море, а также вопросам оснащения головных водозаборов средствами SCADA.

А. Сорокин, начальник отдела регионального водного хозяйства НИЦ МКВК ознакомил участников с результатами научных исследований по расчетам потерь стока, анализу влияния возвратных стоков на качество вод Амударьи, а также продемонстрировал возможность снижения средней водности рек при наступлении маловодного периода.

М. Хамидов, начальник БВО «Сырдарья», ознакомил присутствующих с водохозяйственной обстановкой, складывающейся в бассейне реки Сырдарья в годы различной водности. Внимание слушателей было акцентировано на проблемах управления ТВР, связанных с работой Токтогоульской ГЭС в энергетическом режиме, что приводит к значительным ущербам для Казахстана и Узбекистана в зимне-весенний период, исчисляемым десятками миллионов долларов США ежегодно (затраты на проведение противопаводковых мероприятий, переселение населения из зоны затопления и др.). Особо докладчик подчеркнул низкий уровень проведения прогнозов стока и необходимость резкого усиления сотрудничества гидрометслужб между собой и с МКВК. В докладе было подчеркнуто, что альтернативы по совместному управлению и тесному сотрудничеству всех стран бассейна Сырдарьи в сфере рационального использования водных ресурсов реки Сырдарьи не существует.

Ю. Рысбеков, помощник директора НИЦ МКВК, в своем докладе остановился на вопросах укрепления международно-правовой базы региональных водных отношений, подготовки межгосударственных соглашений (МГС), предусмотренных ПБАМ-2, в частности, по улучшению Соглашения 1998 г. или подготовке проекта нового соглашения по реке Сырдарье, проекта соглашений по созданию Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК). Было отмечено, что в ряде случаев эти проекты не отвечают требованиям инстанций, на рассмотрение которых они выносятся.

После презентации докладов члены МКВК выступили с краткой информацией по ключевым проблемам управления ТВР в Центральной Азии. Акцент в их выступлениях был сделан на усилении регионального сотрудничества и необходимости достижения консенсуса по вопросам использования трансграничных вод.

А. Кеншимов подчеркнул в своем выступлении, что любые двусторонние протоколы по реке Сырдарье не исключают потребность трансграничного соглашения, которое должно детально определить порядок взаимодействия, ответственности и прав сторон по соблюдению режимов попусков из водохранилищ, размерам и срокам экологических попусков, порядка холостых прогонов транзита Токтогул-Чардара. Необходимо усилить прозрачность в информации и исполнении.

К. Бейшекеев поддержал необходимость пересмотра Соглашения 1998 г. по реке Сырдарье с учетом детализации вопросов качества воды, информационной обеспеченности, предупреждения паводков и борьбы с ними, экономических отношений по участию стран нижнего и среднего течения в формировании стока и затратах стран этой зоны.

Я. Пулатов от имени Министра водного хозяйства Республики Таджикистан А. Назирова выдвинул предложение о разработке международной комплексной программы водосбережения, учета экономических аспектов водопользования и охраны водных ресурсов, оценки ситуации в зонах формирования стока, особо в части таяния ледников, экологических процессов, подтопления земель водохранилищами.

Первый заместитель Министра водного хозяйства Туркменистана Т. Алтыев заявил, что необходима инвентаризация стоимости всех работ, проведенных странами, где обеспечение нормального режима реки сопровождается большими объемами очистных и берегоукрепительных работ (предложение было всеми поддержано). Он обратил внимание на необходимость усиления работ как БВО «Амударья», так и БВО «Сырдарья», их статуса, оснащения головных водозаборов и гидрометеорологических постов, учета возвратных вод и мониторинга качества.

Заместитель Министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Ш. Хамраев обратил внимание на механизм контроля и соблюдения лимитов воды, а также на выполнение решений МКВК в целом.

В ходе дискуссии Т. Баярсайхан высказал сомнение по поводу целесообразности включения в сферу действия проекта на данном этапе также бассейна реки Амударья и предложил сосредоточить усилия на достижении реальных результатов по совершенствованию Соглашения 1998 года по реке Сырдарья. Т. Баярсайхан также отметил, что важным фактором для эффективной работы будет официальное согласие узбекской стороны на участие в реализации данного проекта.

Р. Абдукаюмов, специалист по управлению проектами АБР, высказал мнение о необходимости согласования конкретных планов мероприятий, приемлемых для всех стран Центральной Азии.

Члены МКВК поддержали предложения по реализации проекта RETA, подчеркнули его актуальность и своевременность и выразили надежду, что проект внесет существенный вклад в укрепление сотрудничества стран региона. Члены МКВК также поблагодарили АБР за готовность оказать содействие и финансовую помощь в решении проблем эффективного использования ТВР в Центральной Азии. Членами МКВК было предложено обобщить результаты ряда крупных проектов в сфере использования ТВР, осуществленных при поддержке международных доноров (Глобальный экологический фонд, Всемирный банк, Агентство по международному развитию США, Швейцарское управлению по сотрудничеству и развитию, программы ТАСИС, СПЕКА).

Членами МКВК было отмечено, что в целом основные проблемы управления ТВР в Центральной Азии обусловлены несовпадением интересов стран верховий (Кыргызстан, Таджикистан), заинтересованных в эксплуатации крупных гидроэлектростанций в энергетическом режиме и дальнейшего развития гидроэнергетического потенциала, и стран низовий (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), заинтересованных в устойчивом функционировании ирригационной инфраструктуры и защите своих территорий от наводнений и паводков. Особенно остро эти проблемы стоят в бассейне реки Сырдарья.

Члены МКВК и другие участники круглого стола пришли к согласию в отношении следующих вопросов:

1. Проект RETA в части своих задач по выработке и совершенствованию водохозяйственной политики в первую очередь на региональном уровне должен охватить вопросы, как бассейна реки Сырдарьи, так и Амударьи, одновременно оценив совместными усилиями членов МКВК и региональных органов имеющиеся недостатки и комплекс необходимых мер. Ранее проводимые работы по «Основным положениям водной стратегии», проекту СПЕКА, ГЭФ должны быть приняты в качестве базисных материалов для этой работы.

2. Приоритетным является создание совместной рабочей группы для проведения анализа практики действия Соглашения 1998 года по реке Сырдарья, выявления основных причин невыполнения положений данного соглашения в полном объеме. В состав рабочей группы должны входить представители МИД, водохозяйственных, энергетических, природоохранных ведомств от всех стран Центральной Азии, а также представители региональных органов по управлению водой и энергией (МКВК и его исполнительные органы, ОДЦ «Энергия»). Предполагается проведение трех заседаний данной рабочей группы в течение 2005 года.

3. Проведение тренингов для представителей водохозяйственных, энергетических, природоохранных ведомств стран Центральной Азии по (а) применению принципов интегрированного управления водными ресурсами; (б) разрешению конфликтов и споров в сфере межгосударственного водопользования; и (в) совершенствованию и гармонизации водного законодательства стран региона. В течение 2005 года предполагается проведение трех тренингов. До конца мая 2005 года НИЦ МКВК направит на согласование членам МКВК план организации, сроки и место проведения данных тренингов.

4. Совместная разработка КВР МСХ Республики Казахстан и ДВХ МСВХ и ПП Кыргызской Республики до конца мая 2005 года детальных планов работ на 2005 год с указанием конкретных сроков реализации для Технического Секретариата и четырех рабочих подгрупп по подготовке к деятельности совместной комиссии по рекам Чу и Талас и направление их на согласование в АБР.

Проблемы и перспективы развития нормативной базы в области качества воды в странах Центральной Азии и Кавказа

28-29 апреля 2005 г. Региональным экологическим центром Центральной Азии совместно с Глобальным Водным Партнерством и Европейской Экономической Комиссией ООН был проведен семинар на тему: «Проблемы и перспективы развития нормативной базы качества вод в странах Центральной Азии и Кавказа».

Целью семинара является: определение потребностей и разработка предложений по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы качества вод в странах Центральной Азии и Кавказа.

Были заслушаны доклады представителей Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Армении, России, Эстонии., Швеции, эксперта ПРООН Т. Ханнана., Международного Союза охраны Природы (IUCN). Национальный доклад от Кыргызской Республики был подготовлен Горшковой И.В., Госсу Л.К, Сахваевой Е.П., Титовой Л.И., презентация была озвучена Сахваевой Е.П. и Госсу Л.К.

В заключение участниками семинара были выработаны рекомендации, сформирован состав рабочей группы для развития сотрудничества в сфере совершенствования нормативной базы в области качества воды.